
Для народов ханты и манси медведь — не просто «царь зверей», а хранитель экологического и духовного баланса. Его статус «хозяина» напоминает, что человек — гость в тайге, обязанность которого — соблюдать её законы.
Медведь в культуре народов ханты и манси действительно почитается как «хозяин Югорской тайги» — могущественный дух-покровитель, воплощение силы природы и посредник между мирами. Его образ глубоко сакрален и связан с мифологией, охотничьей магией и экологической этикой.
Медведь считается младшим братом человека, сыном верховного божества Торума и земной женщины-прародительницы. Согласно легендам, он был спущен на землю с небес за нарушение запретов, став смертным, но сохранив связь с божественным миром . У коренных и малочисленных народов Севера медведь ассоциируется с перерождением умерших родственников, что подчеркивает его роль в цикле жизни и смерти .
В сказках он — мудрый, но грозный персонаж. В орнаментах его изображают с поднятыми лапами (поза шамана) или с солнечным диском на груди — знак связи с верхним миром. На ритуальных масках для медвежьих танцев, придают человеческие черты, подчёркивая родство с людьми.
Сказки, традиции, обряды связанные с образом медведя на уроках прикладного творчества, вызвала особый интерес у воспитанников Зуевой Оксаны Александровны.